?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Зигфрид Шведский (+ около 1045 года) - просветитель и небесный покровитель Швеции.

Также известен как Зигфрид (в шведском произношении Сигурд) из Векшьо (Sigfrid of Wexlow, Sigfrid Växjö).
Предание гласит, что Св. Зигфрид родился в Нортумбрии (по другой версии его малая родина – это святая земля Гластонбери), принял монашество и стал священником в Йорке или Гластонбери. Английский король Этельред II "Не приемлющий советов", удовлетворяя просьбу святого норвежского короля Олафа Трюгвессона, духовного сына Английской Церкви, просившего прислать в его королевство учителей веры для наставления своих подданных, пребывавших во тьме язычества, направил его в Норвегию (995 год) в качестве миссионера вместе с двумя другими английскими епископами, Гримкелем и Иоанном.

Святым мужам в их богоугодном деле всячески содействовал архиепископ Бременский, Германия. После обращения ко Христу множества язычников – норманнов  Зигфрид продолжил начатое дело в Швеции в 1002 году. Святой Ансгар (Ансгарий) посеял семена веры в Швеции ещё в 830 году, но после него страна опять впала в язычество. Вторая волна миссионеров-святых, в основном англосаксов, включая Зигфрида и германцев, духовных чад Английской Церкви, последовала двумя столетиями позже.  И именно благодаря им страна окончательно утвердилась в Христовой Истине.

На юге Швеции он проповедовал с 1008 года. В Векшьо он сам построил деревянную церковь, и он также с успехом трудился в свейских землях Смеланд и Вестерйотланд (Smaeland, Västergötland). Он крестил двенадцать правителей провинции, и их примеру последовали многие другие жители – знатные и простые поселяне. У родника у горы Острабо (Ostrabo), с тех пор называющимся Вексло, в котором Зигфрид крестил новообращённых, увековечены имена первых двенадцати обращённых (они высечены на монументе).


Место крещения Св. Улафа Скотокунга в Усаби.

Других благородных мужей, включая святого короля Швеции Улафа Скотконунг (Olaf Skotkonung, отец святой княгини Анны Новгородской), привлекло любопытство, они хотели увидеть дорогие ткани и прекрасные сосуды, использовавшиеся во время богослужений, послушать проповеди, увидеть торжественность и величественность христианского богослужения. Это привлекло их в начале. А пример жизни, которую вёл Зигфрид и его товарищи, открыл им глаза веры, и привёл к крещению множество людей, среди которых были король, крестившийся в Усаби (одно из мест в Sigrid Undset's Kristin Lavransdatter) в источнике, который позже стал носить имя Зигфрида, ставший источником множества чудес. По видимому Св. Зигфрид крестил и дочь Улофа Ингигерду, ставшую известной на Руси как Анна Новгородская.

Зигфрид рукоположил двух шведских епископов, чтобы они приняли соседние епархии, однако он оставался епископом Векшьо до конца своей жизни. В Векшьо по почину Св. Зигфрида была возведена деревянная церковь. Около 1040 года на эту церковь во время богослужения напали язычники и убили всех, в ней находившихся. В числе погибших было  трое племянников Св. Зигфрида, помогавшие своему дяде в его апостольских трудах. Их звали Унаман (Unaman), священник; Сунаман (Sunaman), дьякон и Винаман субдиакон. Страдальцам отрезали головы, положили их в ящик и утопили в озере. Тела захоронили в глуши леса, где их никогда не нашли.

Когда свершилось это злодеяние, Зигфрид совершал пастырскую поездку в Данию. Вернувшись и узнав о случившемся, он отправился на поиски тел своих сродников – мучеников. Найдя ларец с тремя головами, он повелел им говорить. По воле Божьей отрубленные головы чудесным образом заговорили и поведали свою историю. Святой епископ спросил, будет ли злодеяние отомщено. "Да," ответила первая голова. "Когда?" спросила вторая. "В третьем поколении," ответила третья. Так и случилось. Их головы поместили в раку для поклонения как святые мощи. Король Улаф пришёл в ярость, узнав о гибели столь достойных священнослужителей, он приказал казнить убийц, но по настойчивым просьбам Зигфрида сохранил им жизни - раннее свидетельство против смертной казни. Тогда Улаф наложил на виновных огромный штраф в пользу Зигфрида, но святой отказался его принять, несмотря на то, что он жил в крайней бедности, и ему нужно было заново отстроить церковь. С этого времени его моральный авторитет в стране шведской был непререкаем.

Святой стал настолько знаменит даже в окрестных странах, что, например, немцы начали считать его своим, утверждая, что он родился в Бремене или Гамбурге.



Святой епископ умер в преклонном возрасте около 1045 года, его мощи были положены под главным алтарём собора Векшьо (собор во имя Св. Иоанна Крестителя и Св. Зигфрида). Сразу после преставления Зигфрида на его могиле по милости Божьей начали совершаться многочисленные чудеса и шведы стали почитать как святого. В католической церкви его официально канонизировали при папе Адриане IV. Этот понтифик, единственный за всю историю папа – англичанин, до своего восшествия на престол, был папским легатом в Скандинавии (в 1152 – 1154 годах). Видя как жители северных земель почитают его соотечественника, он заняв римскую кафедру немедленно совершил его официальную канонизацию.

Гробница Св. Зигфрида в соборе его имени была объектом массового паломничества до времён Реформации, когда гробницу святого уничтожили, а его мощи видимо погребли под спудом и до сих пор видимо там покоятся. Св. Зигфрида почитал шведский и польский король (и великий князь литовский) Сигизмунд III Ваза (тот самый, при котором случилась польско – литовская интервенция в Московское государство в 1609 – 1618 годах и с войсками которого воевало ополчение Минина и Пожарского), за свою фанатичную приверженность католицизму лишившийся шведского престола. Сигизмунд способствовал распространению культа этого угодника на подвластных ему землях Польши и Литвы.

Однако и в шведских землях память о святом Зигфриде не была уничтожена Реформацией. Его до сих пор именуют апостолом Швеции, его до сих пор почитают как святого даже протестанты – лютеране.  Богослужения, посвящённые его празднику, и в наши проводятся в Швеции и Дании. Изображение святого находится в гербе города Векшьо.



В иконографии Святого Зигфрида изображают в виде епископа с двумя монахами (епископы Гримкель и Иоанн?), пересекающими море на корабле. Его также могут изображать крестящим короля шведского Улафа, или борющимся с бесами. В саду Стоук, Уорчестершир (Stoke Orchard, Worcestershire) есть настенная живопись XIV века, на которой, возможно, он изображён. Его также изображают в виде епископа, несущего головы трёх племянников, которых иногда неверно показывают в виде трёх хлебов.

Память Св. Зигфрида Шведского празднуется 15 февраля старого стиля и 22 августа старого стиля (у католиков и лютеран соответственно нового, а также 17 февраля нового стиля).

Дополнительно о Св. Зигфриде можно почитать здесь:

 http://www.bartleby.com/210/2/152.html

http://sweden.orthodoxy.ru/old/Engelska/hagiography_en/st_sigfrid_of_sweden_en.html


http://books.google.ru/books?id=wb2ITWWU8AEC&pg=PA243&lpg=PA243&dq=relics+sigfrid+of+sweden&source=bl&ots=H_fPoM9vle&sig=rHHXizQKZTLkU0KZ-Z5wWxlCWsQ&hl=ru&ei=z3t7TuDSDsKj4gSt8ZC8Dw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCsQ6AEwAjge#v=onepage&q=relics%20sigfrid%20of%20sweden&f=false

http://www.celticsaints.org/2011/0215d.html

Comments

florentioslg
29 сент, 2011 01:36 (UTC)
К сожалению крайне неудачная тема для публикации.
В житии святителя Сигфрида соединены жизнеописания двух разных лиц, подобно как это произошло с житием святителя Николая Мир ликийских.
Существует два епископа именуемых таким именем проповедовавшие в Швеции. Один из них - Йон Сигурд - действительно был отправлен вместе с блаженным просветителем северных стран Олавом сыном Трюггви, и он действительно происходил из западных стран (Гластонбери попадает в эту номинацию), и был дан с согласия короля Этельреда, ни в коем случае не "Неготового", а Анреди, что означает "не прислушивающийся к советам". В Швецию святитель попал после мученической кончины Олава Норвежского, где стал крестителем семьи Олава шведского и это произошло около 1000 года. Самого Олава Шетконунга крестил епископ Бернард, также английского происхождения. Св. Сигурд не имел кафедры, но действительно проповедовал в Векшё, где были убиты несколько клириков, которые называются в житии Сигфрида его племянниками. проповедь его продлилась не долго около около трёх лет и он перебрался в город Вэренд, где и почил. В католических источниках этот епископ упоминается как Скарский, но почитание его не указывается, также как и Олава сына Трюггви
, по причине противостояния датчанам и Гамбургской кафедре, преимущественно.
Но был другой епископ чья кафедра была в Векшё - почивший около 1045 года и именно его память подразумевается в житии св. Сигфрида. не исключено что как и указывает житие он происходил из англо-датчан Йорка, и вероятнее всего имел такое же имя как и его предшественник - Сигурд или Сивард. Он подчинялся и зависел от Гамбурга, поэтому в последствии, почитание придворного епископа блаженного Олава сына Трюггви, было поглощено культом святителя жившего в Векшё. разница между их пребыванием в этом городе едва ли превышает два десятка лет, но это разные лица. о культе второго можно говорить с уверенностью, но поскольку его житие включает подвиги норвежского епископа Сигурда, то вероятно, что существовало и почитание и этого святителя.
Вообще, в таких сложных случаях, когда существуют большие споры между историками и явные противоречия между свидетельствами, не стоит поднимать их не разобравшись серьезно, или сделав какие-то выводы на таком странном основании как Вики. это все таки отношение к святым и к святыне. Житие Сигфрида, не может быть признано достаточным источником, поскольку имеет массу несоответствий и анахронизмов. Есть много святых, чьё почитание не столь запутано и противоречиво, лучше заниматься ими.
serg_slavorum
29 сент, 2011 13:55 (UTC)
//В житии святителя Сигфрида соединены жизнеописания двух разных лиц//
А где об этом можно почитать?
florentioslg
29 сент, 2011 14:23 (UTC)
? Вы само житие то читали?
serg_slavorum
29 сент, 2011 14:54 (UTC)
Только переложения в инете))
Я выше давал ссылку на один из таких текстов:
http://www.katoliknu.se/html/artcl_sankt_sigfrid.htm

Задавая вопрос я имел ввиду какую-нибудь статью, где были бы разобраны нестыковки в его житии.
florentioslg
29 сент, 2011 16:00 (UTC)
так найдите житие, и желательно не шведском, ну разве только Вы на нём разумеете.
собственно говоря нестыковки на уровне танковых атак во время отражения Наполеона. начиная от имен и кончая обстоятельствами.
ВОт Вы написали что его послал король Этельред Анреди, а в житии такого нет. В житии его посылает король Милдред, и посылает он не человека из Гластонбери, а ни больше ни меньше как Йоркского архиепископа, по личной просьбе Олава Шетконунга. Это потому что Ваш пост имеет в своем основании заметки основанные на краткой статье в февральском томе "житий Отцов, и мучеников.." Батлера. Но ни в житии ни в статье Батлера нет утверждения, что Сигфрид был из священной земли Гластонбери - в обоих источниках говорится о Йорке, толлько житие говорит о втором лице всей английской церкви, а Батлер скромнее - только о священнике.
Известие о Гластонбери взято из Вилльяма Малмсберийского о гластонберийской церкви упоминающем о епископе Сигфриде, но только не шведском а норвежском, которого действительно просил Олав конунг только не Шведский а Норвежский.
И Батлер отправляет Сигфрида по поручению короля Эдреда, почему ставит дату начала миссии 951 год - это предельный срок когда Эдред кого-то мог послать, поскльку это год его преставления. Но Олав Шетконунг не правил Швецией - он родится только тридцать лет спустя%) С Олавом сыном Трюггви чуть проще - он родится всего дюжину лет спустя%)

Нет исторических свидетельств описанного в житии крещении Олава от Сигрифрида напротив есть утверждение летописи о крещение от Бернарда. Не переживайте святая Анна Новгородская все таки была им крещена - Олав Шетконунг приказал крестить жену и детей.
зато Батлер определенно указывает дату примерной кончины Сигфрида - 1002 год, то есть 1000 и примерно три года - это совпадает со свидетельствами о кончине Сигфрида которого Адама Бременский иногда называет Иоанном епископом, и который был отправлен с Олавом Норвежским, которого Адам называет колдуном. Отношение к епископу при колдуне - представляете?

статей видимо хватает - гугл в помощь - а вот в которых бы были разобраны все эти казусы, так что бы паст перфект, таких наверное нет%) Если Вам попадется - я буду первый на очереди%)

serg_slavorum
29 сент, 2011 16:24 (UTC)
А какой источник упоминает о епископе Зигфриде из Вёкше, преставившемся в 1045 году, не подскажите?

P. S. Интересно а откуда средневековый летописец взял имя английского короля Милдреда?))
florentioslg
29 сент, 2011 18:05 (UTC)
Источник? не знаю - а так - календари. и Ваши ссылки. Есть упоминание о нем Круге земном, и еще в каких-то сагах, но я читал очень давно сейчас не вспомню. То что это не человек почивший в первом десятилетии это однозначно - он впоследствии был при дворе короля Канута Великого, но последний начал править только после смерти своего отца не то 1012, не то 1013 год. О том что он был жив в 30 годы или около 30 года свидетельствует хроника Адама Бременского. Так навскидку не помню.

Не летописец, а житие - летописцы реже делают такие кульбиты, чтобы ваще не существовавший король правил в историческое время.
serg_slavorum
30 сент, 2011 16:10 (UTC)
Кстати а король Эдред когда-нибудь почитался как святой?
florentioslg
1 окт, 2011 01:03 (UTC)
в каком смысле?
serg_slavorum
1 окт, 2011 10:46 (UTC)
Я в одном из современных календарей западных святых, размещённых в инете, западных святых встерчал его имя.
florentioslg
1 окт, 2011 17:01 (UTC)
ну я знаю минимум два календаря. Прихода арх. Михаила в Гилфорде и бртств. Иоанна КРонаштадского.
Но, я спросил о другом.
службы ему не служились, это точно. А как его упоминали в текстах я просто не знаю - все летописи не читал. Но и в нашем календаре и свято-иоанновского братства, он отмечен как почитаемый усопший. http://florentioslg.livejournal.com/377583.html
serg_slavorum
1 окт, 2011 17:53 (UTC)
А вообще на каком основании тех или иных лиц вносят в церковные календари как "почитаемого усопщего"?
Вот про ярла Леофрика Вы писали, что его некогда в почитали в аббатстве, которому он при жизни благотворил.
А Эдред и Этельред Анреди почему почитаемые усопшие? Потому, что по мнению составителей календаря они вели святую жизнь?

ИМХО Про Этельреда кстати вообще не понятно за что ему такая честь...
florentioslg
1 окт, 2011 18:50 (UTC)
вообще то это вопрос не ко мне. А на каком основании есть почитание князя Ростислава казненного по обвинению в клятвопреступлении ? потому что современным чехам охота считать его за святого?
А почему в календарях преп. Беда Досточтимый - его когда канонизировали? неужели в первом тысячелетии? %) И что такое почитание святых с точки зрения англо-сакса 10 столетия? наверноэ это самый радикальный будет для Вас вопрос.
Вы вообще когда то латинское богослужение видели? ну так чтобы определить как у них почитались святые. Те которые не древние, а свои, местные.
serg_slavorum
1 окт, 2011 19:06 (UTC)
//А почему в календарях преп. Беда Досточтимый - его когда канонизировали?//
Ну насчёт Беды ещё Алькуин (8 век) писал о чудесах, совершавшихся у его могилы (по моему если не ошибаюсь в трактате о святых Йоркской церкви). Так что почитание как местночтимого святого шло из глубины веков. Его даже во времена протестантизма почитали (если вспомнить про "колодец Беды").

//И что такое почитание святых с точки зрения англо-сакса 10 столетия?//
рискну предположить, что до того как римские папы разработали порядок канонизации (первым официально канонизированным был святитель Ульрих), решение о почитании того или иного святого видимо принималось местным епископом ну или аббатом какого-нибудь монастыря.

florentioslg
1 окт, 2011 21:36 (UTC)
Почитание Беды было, только я спросил в чем же оно заключалось? В чем вообще выражалось почитание святых в англосаксонской церкви православного периода? я не задавал Вам вопроса про канонизацию или другого способа придания авторитетности почитанию святого. Канонизация в латинской церкви в 10 столетии имеет обозначает несколько не то что обозначают этим словом в России сейчас%)

Так на каком основании почитается князь Ростислав? какие свидетельства его почитание в древности возможно привести?
Ладно Ростислав, лицо пререкаемое, но какие чудеса же стали причиной почитания св. князя Владимира? и почему его вдруг стали почитать? почему почитают, св. Анну Новгородскую, ведь её не почитали в древности - есть служебник новгородский, но там ей службы не указанно.

Где у Алкуина свидетельство о почитании прп Беды в современном смысле подобного выражения? Это опять таки о том что подразумевается Вами под словом почитание?
И за одно почему тогда Вы, если уж Вас смущает почитание девственника и духовного чада свт. Дунстана, ничтоже смутяся написали святой король Олав?

И почему Вы решили что упоминание о чудесах являются обязательно свидетельством о почитании человека как "местночтимого" святого? что вообще Вы подразумеваете под выражением "местночтимый"?

А теперь, еще раз насчет блгв. Эдреда - я не специалист по летописям саксонского периода - но это ровным счетом не означает что никаких свидетельств об историческом почитании блгв. Эдреда не существует - обратитесь к авторам календарей, а не ко мне. Меня их свидетельство устроило, при чем я не вижу причины для смущений в почитании усопшего человека, тем более помазанника Божия умершего в мире с церковью в правом исповедании, с причастием святых Тайн на которого при жизни не осталось никаких нареканий с точки зрения веры или нравственности, а исключительно наоборот. Что может препятствовать служению заупокойной службы в дни его памяти или обращаться к нему в молитвах и отметить этот факт в богослужебном календаре энории?
и как по вашему вообще составлялись календари%)
(без темы) - serg_slavorum - 2 окт, 2011 05:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - florentioslg - 2 окт, 2011 09:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - florentioslg - 2 окт, 2011 09:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serg_slavorum - 2 окт, 2011 09:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serg_slavorum - 2 окт, 2011 09:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - florentioslg - 2 окт, 2011 10:33 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serg_slavorum - 2 окт, 2011 09:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - florentioslg - 2 окт, 2011 10:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - serg_slavorum - 2 окт, 2011 10:18 (UTC) - Развернуть

Profile

western_saints
ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
Западные святые

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser